В методические рекомендации вошли извлечения нормативных правовых актов федерального уровня, регламентирующих деятельность школьного спортивного клуба, примерные формы документации работников образовательной сферы: приказы, положения по вопросам организации спортивных клубов на базе общеобразовательного учреждения, а также представлены основные направления деятельности клуба.
Рекомендации могут быть использованы руководителями общеобразовательных учреждений, руководителями спортивных клубов, созданных на базе общеобразовательных учреждений.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня система образования видит свою задачу в том, чтобы обучающиеся имели полноценную возможность заниматься физической культурой и спортом не только через урочную, но и внеурочную деятельность.
Впервые в ФГОС предусмотрена организация внеурочной деятельности, в т. ч. физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы для ее реализации (кружки, клубы, секции, студии, мероприятия).
Важное место в развитии внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности Минобрнауки России отводит созданию школьных спортивных клубов, которые призваны осуществлять работу:
• по пропаганде здорового образа жизни;
• привлечению школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, общефизической подготовке;
• организации занятий по видам спорта на уровне начальной подготовки;
• проведению физкультурных и спортивных мероприятий;
• подготовке к участию школьных команд в официальных соревнованиях различного уровня.
Определение содержания урока физической культуры и программ обучения по данному предмету должно происходить при участии школьного спортивного клуба.
В связи с этим в августе 2011 г. в субъекты РФ были разработаны методические рекомендации по созданию и организации школьных спортивных клубов в общеобразовательных учреждениях (письмо от 10.08.2011 Минобрнауки России № МД/1077/19 и Минспорттуризма России № НП0207/4568).
С 1 января 2012 г. вступил в силу п. 3 ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, предусматривающий возможность создания в учреждениях общего образования школьных спортивных клубов, не являющихся юридическими лицами, в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта.
В соответствии с внесенными изменениями возникла необходимость рассмотреть создание и организацию школьных спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений.
I. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ
1.1.Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (извлечения)
Статья 19. Спортивные клубы
6. Правовое положение школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов, порядок их деятельности определяются в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона (часть 6 введена Федеральным законом от 03.12.2011 № 384-ФЗ)
Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования
1. Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.
2. Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:
1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;
2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;
3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;
5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;
6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;
7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;
8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;
9) содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта.
(п. 9 введен Федеральным законом от 03.12.2011 № 384-ФЗ)
3. В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, студенческого спорта образовательными учреждениями начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования могут создаваться школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами. Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и предусматривается уставами соответствующих образовательных учреждений.
(часть 3 введена Федеральным законом от 03.12.2011 № 384-ФЗ)
1.2. Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения подходов к созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов.
В соответствии с данными методическими рекомендациями общеобразовательное учреждение разрабатывает и утверждает положение о школьном спортивном клубе (далее – клуб).
Деятельность клуба регламентируется локальными актами общеобразовательного учреждения.
Клуб может создаваться как структурное подразделение общеобразовательного учреждения или как общественное объединение с учетом региональных, местных особенностей и интересов обучающихся. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе формы создания клуба.
Целями клуба являются привлечение обучающихся общеобразовательного учреждения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; развитие в общеобразовательном учреждении традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта; формирование здорового образа жизни.
Формы организации работы клуба, методы и средства выбираются в соответствии со спецификой основных направлений его деятельности.
Задачами деятельности клуба являются:
• разработка предложений по развитию физической культуры и спорта в общеобразовательном учреждении в рамках урочной и внеурочной деятельности;
• вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;
• организация физкультурно-спортивной работы общеобразовательного учреждения во внеурочное время.
Клуб в своей деятельности выполняет следующие функции:
- организует и проводит физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе, школьные этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»;
- формирует команды по видам спорта и обеспечивает их участие в соревнованиях разного уровня (межшкольных, муниципальных, территориальных);
- пропагандирует в общеобразовательном учреждении основные идеи физической культуры, спорта, здорового образа жизни, в том числе, деятельность клуба;
- поощряет обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно-спортивной работе.
Основными формами работы клуба могут быть занятия в секциях, группах и командах, комплектующихся с учетом пола, уровня физической и спортивно-технической подготовки.
Членами клуба могут быть обучающиеся общеобразовательного учреждения, в котором создан клуб, а также обучающиеся других общеобразовательных учреждений. Обучающиеся имеют право в соответствии со своими способностями, возможностями и интересами на выбор секций и групп для занятий.
Занятия в клубе проводятся в соответствии с графиками, расписаниями, планами физкультурно-спортивных мероприятий.
Непосредственное проведение занятий осуществляется учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и другими специалистами физической культуры и спорта. Оплата труда педагогических работников осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
За всеми занимающимися в клубе устанавливается постоянный врачебный контроль, который осуществляется медицинскими работниками общеобразовательного учреждения.
Управление клубом осуществляется его руководителем, назначаемым руководителем общеобразовательного учреждения.
Формами самоуправления в клубе могут являться совет клуба, попечительский совет, общее собрание и другие формы.
Общеобразовательное учреждение должно создавать необходимые условия для развития физической культуры и спорта, предоставлять клубу спортивные объекты, необходимое спортивное оборудование и инвентарь, обеспечивать финансирование деятельности клуба в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дополнительными источниками средств клуба могут быть добровольные пожертвования, взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, частных и других организаций, предприятий, а также отдельных физических лиц.
Клуб может иметь собственное название, эмблему, наградную атрибутику, спортивную форму.
Для реализации целей, задач и функций деятельности клуб взаимодействует с образовательными учреждениями, учреждениями физической культуры и спорта, общественными организациями.
1.3. Алгоритм действий образовательного учреждения по созданию школьного спортивного клуба
1.Ознакомление с материалами по созданию школьного спортивного клуба (далее ШСК).
2. Формирование рабочей группы по созданию ШСК.
Ответственный: руководитель
3. Разработка Положения о ШСК (руководствуясь примерным положением о ШСК).
4. Оформление стенда по созданию «Школьного спортивного клуба».
Ответственный: рабочая группа
5. Назначение руководителя ШСК на основании Положения о ШСК.
6. Издание приказа по учреждению об открытии ШСК.
Ответственный: директор
7.Разработка и принятие Положения о Совете ШСК.
1. Предварительно выбираются члены Совета ШСК из числа:
- учащихся
- сотрудников
- родителей и заинтересованной общественности.
Председателем Совета ШСК является руководитель ШСК согласно Положению.
2. Утверждение состава Совета школьного спортивного клуба на общем собрании членов ШСК.
Ответственный: Руководитель ШСК, рабочая группа
3. Организация работы школьного спортивного клуба, разработка и создание рабочих локальных нормативных документов: годовой план, программа, расписание занятий, протоколы собраний, соревнований и других мероприятий, инструкции по охране труда и технике безопасности и другие необходимые для работы клуба документы.
Ответственный: Руководитель ШСК, Совет ШСК
Комментариев нет:
Отправить комментарий