суббота, 9 июня 2018 г.

Маркетинг спорта в России как элемент событийного маркетинга.

Общепризнанно, что маркетинг и маркетинговые технологии в полной мере применимы к сфере физической культуры и спорта.

Маркетинг (от англ. market – рынок) – комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
В маркетинге услуг доминирующее положение приобретает необходимость учета социальных факторов. Как известно, физическая культура и спорт относятся к социально-культурной сфере, имеющей главной целью воспроизводство национального человеческого потенциала. Таким образом, маркетинг в сфере физической культуры и спорта имеет не столько коммерческий, сколько социальный характер, представляет собой особую разновидность социальной работы с населением, технологию социально-культурных нововведений, направленных, в широком смысле, на воспроизводство национального человеческого капитала [3].


В современной России спорт играет очень важную роль. Во второй статье Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ», физическая культура определяется как одна из важнейших составляющих социальной инфраструктуры – «составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности» [1].
Муниципальное автономное учреждение «Спортивные сооружения» было создано по постановлению администрации города Сосновоборска в 2010 г. путем изменения существующего муниципального учреждения. Сеть спортивно-оздоровительных объектов города в 2009 г. насчитывала 3 спортивно-оздоровительных комплекса: лыжная база «Снежинка», стадион «Торпедо», спортивный комплекс «Надежда», 12 физкультурно-спортивных залов образовательных учреждений и три пришкольных бассейна [2].
Многие специалисты считают, что у спортивного маркетинга в России появились серьезные проблемы. Во-первых, появление серьезных конкурентов спорту. Существует точка зрения, что искусство затмит спорт в качестве основного способа развлечения и отдыха, особенно в среде старшего поколения. Вследствие роста популярности искусства и упадка интереса к спорту, на площадках МАУ «Спортсооружения» проводятся различного рода спортивные фестивали – симбиоз спорта и искусства, благотворно влияющие на потребительский интерес.
Еще одна проблема – изменение популярности видов спорта. В то же время на развитие физкультурнооздоровительных и спортивных услуг положительное влияние могут отказать такие тенденции, как: становление здорового образа неотъемлемой чертой жизни; привлечение индустрией активного отдыха крупных предпринимателей; понимание руководителями спортивно-оздоровительных клубов, что главным фактором успеха является качество (работы и спортсооружений).
Руководство «Спортсооружений» следует данным тенденциям, и, на волне роста интереса к зимним видам спорта в связи с Олимпиадой в Сочи, предоставляет услуги, удовлетворяющие все запросы потребителей. На площадках лыжной базы и хоккейного стадиона проводятся не только соревнования и тренировки спортсменов. Доступ на них открыт всем желающим. В сотрудничестве с крупными предприятиями города в 2010 были проведены различные соревнования среди трудовых коллективов, ежегодные массовые забеги «Стартуют все» и «Лыжня России», в которых приняло участие около 10 тысяч человек.
Для привлечения зрителей проводятся соревнования по хоккею с мячом, легкой атлетике. Такое развитие спорта в регионе делает его отраслью, в которой открывается самое большое число новых рабочих мест. Индустрия спорта уже формируется как одна из самых значительных предпринимательских отраслей в мире. Однако прибыль может стать единственной категорией измерения спортивного успеха. Все, даже основные принципы и законы спорта, – есть основания полагать – будет подчинено законам бизнеса.
Такая обстановка неизбежно повлечет дальнейшую стандартизацию программ маркетинга, исключительно точное определение сегментов рынка, на котором будут существовать два самых больших сегмента: для богатых и для бедных.
С другой стороны, тенденция роста предлагаемых спортивных услуг для широкой аудитории Красноярского края будет определять и жизненный стиль каждого человека. Наверное, можно утверждать, что если человек в XX веке начал пользоваться услугами личного психотерапевта, то в XXI веке он будет дружить и со своим личным тренером. Спорт, действительно, после приблизительно 28 веков своей организованной жизни, видимо, именно в XXI веке станет общенародным. [4]

Библиографические ссылки
1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федер. закон № 329-ФЗ от 4 дек. 2007 г.
2. О создании МАУ «Спортсооружения» : постановление администрации города Сосновоборска № 1074 от 30 июля 2010 г.
3. Степанова О. Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорт : монография / О. Н. Степанова. М. : Сов. спорт, 2003.
4. Спорт и маркетинг: что общего?

М. А. Васильев.
Научный руководитель – Е. Г. Корепанова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск. 2011.

Комментариев нет:

Отправить комментарий