воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Современные инновации в спортивном менеджменте

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. История возникновения и развития спортивного менеджмента 5
1.1. Становление спортивного менеджмента 5
1.2. Особенности отечественного спортивного менеджмента 16
Таблица 1 20
Глава II. Технологические основы проблемы управления в спорте 23
2.1. Подготовка спортивных менеджеров 23
2.2.Маркетинг спортивных организаций и спортивных соревнований 33
2.3. Финансовый менеджмент 48
Глава III Опыт и перспективы развития современного спортивного менеджмента 59
3.1. Проблемы современного спортивного менеджмента 59
3.2. Современные инновационные тенденции в отечественном спортивном менеджменте 66
ВЫВОДЫ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время российский менеджмент – это комплексная инновационная наука, которая зародилась одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства, созданием конкретных условий и конкурентоспособности, формированием благоприятных предпосылок для активизации деятельности физических и юридических лиц.


Радикальные преобразования в социально-экономической жизни и государственно-политической организации страны обусловили существенные изменения в сфере физической культуры, спорта, в национальной системе физического воспитания. Трансформирование организационной структуры профессионального спорта выразилось в создании профессиональных спортивных объединений, юридически самостоятельных федераций, лиг по видам спорта. Изменился статус профессиональных клубов. Перемены в обществе и отрасли послужили объективными предпосылками для превращения профессионального спорта в сферу бизнеса, затронули все стороны деятельности профессиональных клубов: организационную структуру, правовое положение, трудовые отношения со спортсменами, изменили место и значение спортивного менеджмента.

Перемены коснулись системы управленческих и правовых отношений субъектов коммерческого спорта, оплаты труда спортсменов, повлияли на их ценностные ориентации. Клубы сменили владельцев. Принципиально новым стало и появление спонсорской поддержки со стороны крупных, в том числе и иностранных компаний. Изменились и функции спорта.

Анализируя утвердившиеся к началу третьего тысячелетия научные основы управления спортом, правомерно заключить, что они, учитывая современную динамику жизни, требуют постоянного обновления. Так, проблемами спортивного менеджмента занимаются такие видные ученые как С.И.Гуськов, В.И.Жолдак, И.И.Переверзин и многие другие.

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Современные инновации в спортивном менеджменте».

Объект исследования – современный отечественный спортивный менеджмент.

Изменения социально-общественного устройства Российской Федерации после 1991 года, расширение процесса коммерциализации международного спорта, допуск профессионалов на соревнования, прежде закрытые для них, легализация профессионального спорта в стране и его последующее быстрое развитие, раскрепощение науки явились причинами активных научных исследований проблем спортивного менеджмента с начала 1990-х годов [22].

Проблемами спортивного менеджмента занимаются С.В. Брянкин, Ю.Н. Вавилов, А.П. Лаптев, С.И. Гуськов, В.И. Жолдак, А.В. Котов, М.М. Линец, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, С.Г. Сейранов, Б.Н. Юшко, Ю.А. Фомин и другие.

В последнее десятилетие XX века увеличивается число ученых, посвятивших исследования различным аспектам развития мирового и российского спортивного менеджмента.

Включение в научный поиск большого количества авторов, по мнению А.В.Починкина, привело к плюрализму во мнениях и к их поляризации по ряду вопросов, носящих принципиальный характер [33].

Говоря о развитии спортивного менеджмента, В.И.Жолдак говорит о том, что (1) на протяжении длительного времени (с 1950 г. по 2005 г.) сохраняется тенденция стабильного роста научного интереса к проблемам спортивного менеджмента, выраженная как количественными, так и качественными показателями (число публикаций, количество ученых, расширение круга научных исследований), причем в последнее десятилетие наблюдается стремительное их увеличение; (2) несмотря на расширение круга научных проблем, процесс становления и развития спортивного менеджмента в России изучен недостаточно. Большая часть публикаций ограничивается постановкой вопроса о необходимости серьезных научных исследований, а не посвящена целенаправленному решению конкретных задач, связанных с научным описанием динамично развивающегося в стране профессионального коммерческого спорта [14].

Говоря о становлении спортивного менеджмента, отметим, что, по мнению О.Н. Степановой, его развитие как системы происходит в процессе диалектической взаимосвязи его составных частей (подсистем), отличающихся достаточной сложностью. Функционирование каждой подсистемы - условие и основа развития как других подсистем, так и спортивного менеджмента в целом. Система спортивного менеджмента состоит из взаимосвязанных подсистем, является открытой системой, взаимодействующей с внешней средой.

Каждый коммерческий вид спорта является системой, ядро которой составляют зрители, которых притягивает на трибуны и к экранам телевизоров в первую очередь само действие и результаты, а также атмосфера спортивных баталий. Изменение спортивных результатов возможно под действием ряда факторов и условий, среди которых можно выделить три основные группы: индивидуальная спортивная одаренность; система подготовки спортсменов; социальные и экономические условия в стране (Л.П. Матвеев, 1999).

Отметим еще один не менее важный фактор - это правила проведения соревнований. К числу других факторов, играющих весомую роль в повышении интереса зрителей к соревнованиям, относятся: маркетинговая деятельность команд; эффективная организация соревнований. Они оказывают большое влияние на развитие спортивного менеджмента, системообразующим фактором которого как системного явления выступает зрелищность спортивных соревнований.

Под понятием «зрелищность» понимается эмоциональное воздействие на зрителей, вызывающее сопереживание с участниками наблюдаемого спортивного соревнования. Зрелищность спортивных состязаний проистекает из специфических свойств, которыми обладает спорт вообще, однако именно в профессиональном коммерческом спорте это его свойство получает наибольшее значение. Общая схема взаимодействия факторов, определяющих и обеспечивающих зрелищность спортивных соревнований, представлена А.В.Починкиным в его работе «Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России».

Участники
Организаторы
Органы управления
СМИ
Обеспечивают
Зрелищность соревнований
Определяют
Внешняя привлекательность
соревнования
Непредсказуемость результата
Сохранение интриги
Эффект сопереживания
Национальные традиции
Правила соревнований
Разнообразие сопутствующих атрибутов

Рис. 1 (рисунок не найден). Взаимодействие факторов, определяющих и обеспечивающих зрелищность спортивных соревнований [31].

С точки зрения управления развитием спорта важными представляются следующие рекомендации, предложенные С.И.Гуськовым: согласованное участие образовательных учреждений, органов здравоохранения и спортивных организаций в привлечении к занятиям спортом населения всех возрастных групп, начиная с раннего детского возраста; необходимость отхода от традиционной соревновательной модели спорта; разработка различных "облегченных" программ занятий наиболее популярными видами спорта и др.

Специалист из Нидерландов (W. Eissen. Privatisation of sports facilities in the Netherlands) делится опытом работы компании Sport Fondsen Nederland (SFN) - акционерного общества с ограниченной ответственностью (годовой оборот 14 млн гульденов; 100 служащих), осуществляющей управленческое консультирование в области спорта, а также эксплуатирующей спортивные и рекреационные центры от имени органов местного самоуправления более чем в 80 городах страны. За последние несколько лет компания принимала участие более чем в 30 проектах приватизации, на основе опыта реализации которых сформулирован ряд практических выводов и предложений, основными из которых являются:

- органы местного самоуправления создают спортивные и рекреационные центры, преследуя в первую очередь социальные цели;

- строительство и эксплуатация спортивных и рекреационных центров требуют значительных финансовых средств, в связи с чем значительная часть сооружений на различных этапах их создания и функционирования приватизируется;

- приватизация спортивных и рекреационных центров соответствует современной маркетинговой стратегии и способствует открытию новых рынков, диверсификации диапазона продукции и услуг, предлагаемых потребителю, профессионализации управления и т.п.;

- эффективная эксплуатация приватизированных спортивных и рекреационных центров может осуществляться только на принципах партнерства; "орган местного самоуправления + предприниматель" и т.д. [13].

По мнению С.Г.Сайранова, опыт деятельности "общественно-частных" товариществ свидетельствует, что наиболее приемлемыми являются следующие формы совместной административной ответственности и контроля: 1) управление по "открытому" контракту (предприниматель осуществляет руководство приватизированным центром за фиксированную плату; экономический риск берет на себя орган местного самоуправления); 2) управление по контракту (экономический риск берет на себя товарищество и несет его в период действия контракта; по истечении срока контракта орган местного самоуправления может принять решение о смене партнера-предпринимателя); 3) управление по контракту с применением схемы санкций (по сути аналогично предыдущему варианту, однако в случае профессионального управления партнер-предприниматель получает премию, а в случае непрофессионального - платит штраф) и др.

На основе изучения деятельности 397 разнообразных добровольных ассоциаций, в том числе 105 спортивных клубов Гамбурга, немецкий ученый Алекс Кох (H.-D. Horch. Resource composition and oligarchization: evidence from German sport clubs), исследуя взаимосвязь состава ресурсов (источниками формирования бюджета) ассоциаций и степени развития в них демократии приходит к следующим выводам:

- спортивные клубы в отличие от других типов добровольных ассоциаций (организации по защите окружающей среды, профессиональные ассоциации, группы самопомощи) имеют весьма разнообразные источники поступления средств. В связи с этим они являются одним из наиболее интересных объектов исследования возможного влияния состава ресурсов на демократизацию управления;

- результаты исследования не позволяют говорить о том, что большая доля добровольной работы в общих ресурсах ассоциации влечет за собой более демократичный процесс управления, равно как и о том, что большая доля правительственных субсидий в общих ресурсах ассоциации является причиной олигархизации процесса принятия решений. Иными словами, правительственные субсидии как один из источников формирования бюджета не ослабляют демократию в добровольных ассоциациях.

ВЫВОДЫ

В контексте проблемы изучения современных инноваций в спортивном менеджменте целесообразно рассмотреть вопрос становления и развития спортивного менеджмента.

Первыми спортивными менеджерами были еще римляне – владельцы гладиаторов и агенты всесильной китайской якудзы, устраивавшие поединки лучших бойцов Дальнего Востока.

Однако настоящие спортивные управленцы появились лишь в конце XIX века, когда мир охватило массовое увлечение спортом и спортивными состязаниями. Уже тогда в околоспортивных кругах выделились спортивные администраторы (или агенты) и, собственно, менеджеры. Администраторы избавляли титулованных спортсменов (прежде всего боксеров или силачей) от общения с бюрократическими структурами всевозможных ассоциаций и союзов. Менеджеры, выделившись из среды администраторов, постепенно приобретали над спортсменами власть – именно они решали, где спортсмену выступать, с каким противником соревноваться, какой газете давать или не давать интервью, инвентарем какой фирмы- производителя пользоваться.

Современный спортивный менеджмент имеет достаточно много направлений: «администрирование в области спорта», «спортивный туризм», «индустрия спортивных товаров», «менеджер легкоатлетического спорта», «спортивная экономика» и др. Более того, у одного спортсмена могут быть сразу несколько менеджеров, каждый из которых будет «прикрывать» свое направление: один занимается питанием спортсмена, второй – его обмундированием, третий берет на себя всю бухгалтерию и экономику, четвертый решает вопросы по юридической части.

К особенностям современного отечественного спортивного менеджмента следует отнести:
- адаптация российского спортивного менеджмента к мировому;
- ослабление влияния государственных структур;
- смещение центров развития вида спорта из столицы в регионы;
- привлечение легионеров (спортсменов и тренеров);
- развитие спортивного спонсорства;
- участие крупных политиков и бизнесменов в руководстве профессиональным коммерческим спортом;
- формирование союза крупного капитала и госструктур как финансовой основы профессиональных клубов

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреев С.Н. Основы маркетинга некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. № 5. С. 27—30.

2. Бауэр В.Г., Никитушкин В.Г., Филин В.П. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. № 2. С. 28—32.

3. Бауэр В.Г. Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР). - М, 1997.

4. Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. - М., 1996.4.

5. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М., 1995.

6. Виханский О.С. Практикум по курсу “Менеджмент”. - М., 1998.

7. Галкин В.В., Сысоев В.И. Экономика физической культуры и спорта. Учебное пособие для вузов физической культуры. 2–е изд.– Воронеж: Изд–во Моск. Акад. экономики и права, 2000.– с.5–19.

8. Губина Е.М. Особенности разработки учебно-методических материалов для дистанционной формы обучения // Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. 2006. – №12.

9. Губина Е.М. Социальные предпосылки дистанционного обучения работников физической культуры и спорта // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - Волгоград: «ВГАФК», 2006. – №3.

10. Губина Е.М. Формирование профессионально значимых знаний и умений будущих спортивных менеджеров // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования. - Волгоград, 2006. – №11.

11. . Губина Е.М., Замота В.М. Теоретико-методологические и организационные аспекты дистанционного образования при подготовке менеджеров в вузах физкультурного профиля // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования. Труды Международной научно-практической конференции. – Волгоград, 18-20 апреля 2006 года. – Волгоград, 2006. – С. 491-493. (авт. – 60 %).

12. Губина Е.М. Организационно-методические условия реализации дистанционного обучения в высших учебных заведениях// Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. - Волгоград, 2007. – С. 87-91.

13.Гуськов С.И. Спортивный маркетинг. – М., 2007

14.Жолдак В.И., Зуев В.Н. Основы менеджмента спорта: Учебное пособие. - Тюмень, 1998.

15. Жолдак В.И., Сейранов С.Г. Менеджмент. — М.: Советский спорт, 1999.

16. Жолдак В.И. Социология менеджмента физической культуры и спорта. – М., 2000

17. Золотое М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е. Менеджмент и маркетинг в спорте: Краткий словарь-справочник. — М.: Школа спортивного бизнеса ГЦОЛИФК, 1991.

18. Золотое М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. Настольная книга спортивного менеджера: Справочное пособие. — М.: ФОН, 1997.

19. Зубарев Ю.А., Сучилин А.А. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. — Волгоград, 1998.

20. Зубарев Ю.А., Шамардин А.И., Москвичев Ю.Н., Ростокин Ю.А. Маркетинг спортивных услуг: Учеб. пособие. — Волгоград, 1999.

21.Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности. – М., 2006

22.Кузин В.В. Экономика физической культуры и спорта. –М., 2005

23. Кузин В.В., Кутепов М.Е. Мониторинг развития спонсорства российского спорта.// Теория и практика физической культуры и спорта, 1997.– № 2.

24. Кузин В.В., Кутепов М.Е., Переверзин И.И. Научные основы спортивного менеджмента// Теория и практика физической культуры и спорта, 1998.– № 5.– с. 6.

25.Лютенс Ф. Организационное поведение. - М., 1999.

26.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992.

27.Мильнер Б.З. Теория организаций. - М., 1998.

28. Перевезин И.И. Менеджмент спортивной организации. М.: «СпортАкадемПресс», 2002

29 .Переверзин И.И. искусство спортивного менеджмента. – М., 2007

30. Портер М. Международная конкуренция. - М., 1993.

31. Починкин, А.В. Экономика физической культуры и спорта: учебное пособие / А.В. Починкин, В.А. Какузин; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка, 2001. – 128 с.

32.Починкин, А.В. Экономика физической культуры и спорта: учебное пособие. Изд. второе дополненное и переработанное / А.В. Починкин, В.А. Какузин; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка, 2004. – 132 с.

33.Починкин, А.В. История физической культуры и спорта в вопросах и ответах с кратким комментарием: учебное пособие. Изд. пятое, дополненное и переработанное / А.В. Починкин; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка, 2004. - 103 с.

34.Починкин, А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие / А.В. Починкин; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка, 2005. - 132 с.

35.Починкин, А.В. Экономика профессионального спорта / А.В. Починкин // Теоретико-методологические и социально-экономические основы спортивных игр. Сборник лекций. Выпуск III. – Малаховка: Моск. гос. акад. физ. культуры, 2004. - С. 111-140.

36.Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М., 1995.

37.Степанова О.Н. Маркетология спорта: инструментарий социологии

38.Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта. – М.: Советский спорт, 2003

39.Сейранов С.Г. Менеджмент: наука или искусство? // Теория и практика физической культуры и спорта, 1993.– № 4 . с. 17.

40.Современное управление. - М., 1997

41.Томпсон А.А., Стрикланд А.Дж. Стратегический менеджмент. - М., 1998.

42.Чеснова, Е.Л. Организация исследования формирования готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности / Чеснова Е.Л, Орлов, А.Н. [Текст] // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - №2. – С. 137-141. 70% личного участия

43. Чеснова, Е.Л. Культурологический, аксиологический и личностный подходы в процессе подготовки менеджеров по спорту / Чеснова Е.Л. Актуальные проблемы повышения качества образования на современном этапе: сборник научных трудов [Текст] / Под ред. Т.И. Шалавиной. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2005. – С. 305 - 308.

44. Чеснова, Е.Л. Формирование навыков делового общения у будущих менеджеров по физической культуре и спорту / Чеснова Е.Л. [Текст] Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сборник статей VII Международной научно-практической конференции.- Пенза: Изд-во «Приволжский Дом знаний», 2006. – С. 184 - 186.

45. Чеснова, Е.Л., Орлов, А.Н. Подготовка менеджеров по физической культуре и спорту в педагогическом вузе  // Электронное научное издание «Письма в Emissia Offline: электронный научно-педагогический журнал». - CПб., 2006, ART 1083, Гос. рег. N 0420600031. Режим доступа: http://www.emissia.50g.com/offline/2006/1083.htm, объем 0.5 п.л. 70% личного участия

46. Чеснова, Е.Л. Готовность будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности / Чеснова Е.Л. [Текст] // Педагогический профессионализм в современном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции 20-22 февраля 2006. – Новосибирск: НГПУ, 2006. – Ч. 1. - С. 424-431.

47. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 1998.

48. Ширс А. Подготовка преподавателей курса менеджмента. - М., 1997.





Комментариев нет:

Отправить комментарий