воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Менеджмент физической культуры и спорта

Рабочая программа дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта» для среднего профессионального образования по специальности 050720 Физическая культура (базовый уровень). Автор: Чехунов В. Б., преподаватель высшей квалификационной категории.

1. Пояснительная записка.
Программа дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта» составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Менеджмент» по группе специальностей 0300 Образование среднего профессионального образования в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050720 Физическая культура, подготовлена для студентов училищ олимпийского резерва.
Дисциплина «Менеджмент физической культуры и спорта» как научная дисциплина призвана обеспечить обновление на современном этапе развития отрасли «Физическая культура и спорт» и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности в условиях современности.


Цели и задачи дисциплины 
- сформировать у студентов представление о современном менеджменте и его актуальности, практической значимости в современных условиях;
-  изучить функции, виды менеджмента;
- вооружить студента умениями обеспечить высокую эффективность работы.
 В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления в отрасле физической культуры и спорта;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

Уметь:
- реализовывать функции менеджмента в профессиональной деятельности;
- принимать управленческие решения;
- управлять динамикой конфликта и владеть методами его профилактики;
- следовать этике делового общения в поведении.
Иметь представление:
- о современном менеджменте и его актуальности, практической значимости в современных условиях.

 Дисциплина изучает основы построения структуры современной спортивной организации, содержание функции менеджмента, методы управления и руководства коллектива, особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны, менеджмент спортивного мероприятия, управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Раздел 1. Методологические основы менеджмента в сфере физической культуры и спорта. 

Тема 1.1. Цели и задачи управления спортивными организациями.

 Понятие и необходимость менеджмента.
Цели менеджмента.
Условия реализации целей.
Технологии.
Управление в системе рыночных отношений.
Отличия рыночного управления от административно-командного управления.
Менеджмент в системе рыночной экономике.
Понятие и классификация принципов менеджмента.
Общие принципы и специальные принципы менеджмента.
Спортивные организации как объект менеджмента.

Требования к знаниям и умениям: знать определение менеджмента, его принципы и цели, цели и задачи управления организации, классификацию принципов менеджмента; уметь анализировать признаки рыночного и административно-командного управления.

Самостоятельная работа. Составление словаря по теме. Подготовить примеры различных типов управления.

Тема 1.2. Функции спортивного менеджмента. 

Общая характеристика функции спортивного менеджмента: планирование, организация, контроль, координация.
Классификация организаций системы физической культуры и спорта.
Планирование в системе менеджмента.
Стратегическое планирование: цели, стратегия, тактика, процедура, правила спортивной организации.
Бизнес планирование в спортивном менеджменте.
Методика составления плана спортивной работы.
Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России.

Функциональная структура управления. Контроль в менеджменте: внутренний и внешний.
Практическое занятие № 1. Составление плана спортивной работы (календаря) по избранному виду спорта.

Самостоятельная работа. Провести сравнительный анализ различных систем управления, определение условий их эффективности.

Требования к знаниям и умениям: знать сущность функций и структуры менеджмента, принципы планирования.

Тема 1.3. Внешняя и внутренняя среда организации 
Системный подход в менеджменте. 
Взаимосвязь внешней и внутренней среды организации. 
Характерные черты внешней среды современной организации. 
Характеристика внутренней структуры организации. 
Внутренняя структура организации как добровольное объединение работников.
Важнейшие закономерности жизнедеятельности организации:
- стремление к выживанию,
- постоянное преобразование и развитие,
- поддержание благоприятной внутренней среды,
- наличие целостности. 
Адекватность внутренней структуры организации требованиям динамичной внешней среды. 

Требования к знаниям и умениям: знать характерные черты внешней и внутренней среды, уметь определять мотивы поведения людей.
Раздел 2. Теоретические основы принятия управленческих решений. 

Тема 2.1. Основы теории принятия управленческих решений 
Сущность управленческих решений. 
Требования теории и практики управления. 
Классификация управленческих решений. 
Технология принятия управленческого решения. 
Особенности реализации управленческого решения. 
Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта. 
Организация работы с персоналом в спортивных организациях. 
Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава. 

Требования к знаниям и умениям: знать определения управленческого решения и требования к ним.

Тема 2.2. Стратегический менеджмент. 
 Сущность стратегического управления как системы действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды. 
Виды деятельности в стратегическом менеджменте: маркетинг, исследования и разработки, производство, снабжение, сбыт, управление персоналом. 
Этапы стратегического управления: анализ ситуации и выявление проблем, определение целей, планирование деятельности по достижению целей, осуществление деятельности, контроль и оценка достигнутых результатов. 

Требования к знаниям и умениям: знать основы стратегического управления, виды деятельности и этапы стратегического менеджмента. 
Раздел 3. Психология менеджмента. 
Тема 3.1. Система мотивации труда. 

Индивидуально-психологические качества личности и их влияние на систему 
управления организацией. 
Менеджер в спортивной организации. 
Мотивация в менеджменте: содержательные и процессуальные теории. 
Современная практика повышения мотивации персонала. 
Мотивация профессиональных спортсменов.

Практическое занятие № 2. Разработка и анализ деловых ситуаций в трудовом коллективе. 

Практическое занятие № 3. Анализ предложенных ситуаций по объяснению поведения людей. 

Самостоятельная работа: Обоснование выбора стиля руководства. 
Изучение отличия руководства от лидерства. Подбор заданий по развитию лидерских качеств. 

Требования к знаниям и умениям: знать обобщенную характеристику индивидуально-типологических свойств личности, основные теории мотивации, компоненты трудовой деятельности и условия обеспечивающие ее эффективность; уметь диагностировать личностные особенности работников.

Тема 3.2. Управление конфликтами. 
Сущность и виды конфликта. 
Основные причины конфликтов. 
Стадии регулирования конфликта. 
Способы разрешения конфликтов. 
Стратегии поведения участников конфликта: 
- соперничество,
- компромисс,
- избегание, 
- приспособление,
- сотрудничество. 
Роль личности руководителя в профилактике конфликтов. 

Практическое занятие № 4. Анализ конфликтных ситуаций в трудовом коллективе. 

Требования к знаниям и умениям: знать методы управления конфликтом и пути его профилактики; уметь регулировать условия эффективной трудовой деятельности.

Тема 3.3. Этика делового общения. 
Сущность и значение этики. Этика делового поведения в трудовом коллективе. Корпоративная культура как система ценностных ориентаций членов организации.

Требования к знаниям и умениям: знать основы профессиональной деловой этики, уметь строить поведение на основе профессиональной деловой этики. 

Раздел 4. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. 
Тема 4.1. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации.  

Характеристика отрасли. 
Менеджмент в государственных спортивных организациях на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. 
Менеджмент в общественных спортивных организациях:
- ОКР,
- спортивные федерации по видам спорта. 
Менеджмент профессионального спорта. 
Основные направления деятельности спортивных коммерческих организаций. 

Требования к знаниям и умениям: знать понятие системы ФК и С, субъектов ФСО, уровни государственного управления отраслью, функции, состав, полномочия органов управления в сфере ФК и С.

Практическое занятие № 5. Изучение нормативно-правовых документов отрасли ФК и С. 

Самостоятельная работа. Изучение нормативно-правовых документов отрасли ФК и С. 

Тема 4.2. Менеджмент спортивного мероприятия. 
Спортивные соревнования как объект управления. 
Классификация спортивных соревнований. 
Организация спортивного мероприятия. 
Характеристика и последовательность основных управленческих действий. 
Реклама в спорте.
Требования к знаниям и умениям: знать классификацию соревнований, алгоритм управленческих действий при организации спортивных соревнований и мероприятий; уметь составлять документацию, регламентирующую проведение спортивных мероприятий. 

Практическое занятие № 6. Изучение документации, регламентирующей проведение спортивных мероприятий. 

Тема 4.3. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений. 
Организация международного спортивного движения. 
Классификация Международных спортивных объединений. 
Менеджмент международного спортивного соревнования. 
Основные этапы и процедуры подготовки, 
организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр.
Требования к знаниям и умениям: знать структуру международного спортивного движения, задачи международных спортивных федераций, задачи МОК. 

Вопросы к экзамену 
1. Физическая культура как отрасль сферы услуг. 
2. Государственное регулирование экономических отношений в отрасли. Прямое и косвенное государственное финансирование ФК и С. 3. Подготовкагосударственного бюджета в отрасли ФК и С в рамках выполнения программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы» 
4. Государственное регулирование экономических отношений в сфере ФК и С в зарубежных странах. 
5. Финансирование государственных и общественных спортивных организаций в современных условиях. 
6. Классификация и экономические показатели материально-технической базы ФК и С. 
7. Трудовые ресурсы ФК и С. Нормирование и оплата труда. 
8. Нормативы оплаты труда тренеров, присвоение квалификационных категорий, размеры надбавок. 
9. Определение заработанной платы работников отрасли. Факторы влияющие на размер оплаты труда работников бюджетной и вне бюджетной сфер. 
10. Специфика спортивного бизнеса в профессиональном спорте. 
11. Профессиональный коммерческий спорт с позиций системного анализа: характеристика его основных систем и подсистем. 
12. Общие и специфические отличия коммерческого спорта от олимпийского спорта. 
13.Классификация и характеристика факторов, определяющих спрос на спортивные зрелища. 
14. Финансирование российских профессиональных клубов. 
15. Экономические основы деятельности российских федераций по видам спорта. 
16. Экономические отношения федерации и клуба в российском спорте. 
17. Коммерческие условия трансферта спортсменов в российском спорте. 
18. Финансирование подготовки сборных команд России к Олимпийским играм и другим крупным международным соревнованиям. 
19. Формирование и финансирование Единого календарного плана всероссийских и международных спортивных мероприятий по подготовке и участию сборных команд России в Олимпийских играх. 
20. Экономические основы олимпийского движения. Программы олимпийского маркетинга МОК. 
21. Финансовое обеспечение НОК зарубежных стран и деятельности ОКР. Характеристика маркетинговых программ ОКР. 
22. Характеристика основных этапов экономического развития олимпийского движения. 
23. Структура доходов олимпийского спорта и порядок их распределение между субъектами олимпийского движения. 
24. Экономические основы функционирования международных спортивных федераций. 
25. Характеристика основных маркетинговых действий при проведении спортивного мероприятия. 
26. Маркетинг физкультурно-оздоровительных услуг.
27. Спонсорство как элемент спортивного маркетинга. 
28. Лицензирование как элемент спортивного маркетинга. 
29. Реклама как элемент спортивного маркетинга. Классификация и основные средства распространения рекламы в спорте. Методы планирования рекламного бюджета спортивной организации. 
30. Телевидение - финансовый партнер ФК и С. 
31. Материальное обеспечение спортивных мероприятий. 
32. Методы экономического анализа в сфере ФК и С. 
33. Методика расчета стоимости абонемента на основе эксплуатационных расходов спортивных сооружений. 
34. Налогообложение спортивных организаций. 

Перечень литературы и технических средств обучения по Экономике отрасли ФКиС 
Основная учебная литература: 
1. Починкин, А. В. Экономика физической культуры и спорта: Уч. пособ. для ВУЗов / А. В. Починкин. – Малаховка, 2008. – 182 с. 
2. Починкин, А. В. Экономика физической культуры и спорта: Уч. пособ. для ВУЗов / А. В. Починкин. – Малаховка, 2004. – 128 с. 
Дополнительная литература:
1. Жолдак, В. И. Основы менеджмента в спорте и туризме. Т. 3. Технология и техника управления: Учебник для ОУ / В. И. Жолдак. – М. : Советский спорт, 2001. 
2. Галкин, В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес: Уч. пособ. для ВУЗов / В. В. Галкин . – М.: Кнорус, 2006. -320 с. 
3. Галкин, В. В. Экономика и управление ФКиС: Уч. пособ. для ВУЗов / В. В. Галкин . – Ростов н/Д,.: Феникс, 2006. – 448 с. 
4. Золотов, М. И. Экономика массового спорта: Учебн. пособ. / М. И.Золотов, Н. А. Платонова. – М.: Физическая культура, 2005. – 300 с. 
5. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Уч.. пос. для ВУЗов /М.И. Золотов, В.В. Кузин.- М.: Академия, 2001. – 432 с. 
6. Экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. В. У. Агеевца. – СПб: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. – 274 с. 
7. Блеер , А. Н. Терминология спорта: Толковый словарь-справочник /А. Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д. А. Тышлер. –М.: Академия, 2010. – 464 с. 
Технические средства обучения: Интерактивная доска, телевизор, видеоплейер, персональный компьютер, экран.


Комментариев нет:

Отправить комментарий