Рабочая программа дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта» для среднего профессионального образования по специальности 050720 Физическая культура (базовый уровень). Автор: Чехунов В. Б., преподаватель высшей квалификационной категории.
1. Пояснительная записка.
Программа дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта» составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Менеджмент» по группе специальностей 0300 Образование среднего профессионального образования в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050720 Физическая культура, подготовлена для студентов училищ олимпийского резерва.
Дисциплина «Менеджмент физической культуры и спорта» как научная дисциплина призвана обеспечить обновление на современном этапе развития отрасли «Физическая культура и спорт» и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности в условиях современности.
Цели и задачи дисциплины
- сформировать у студентов представление о современном менеджменте и его актуальности, практической значимости в современных условиях;
- изучить функции, виды менеджмента;
- вооружить студента умениями обеспечить высокую эффективность работы.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления в отрасле физической культуры и спорта;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Уметь:
- реализовывать функции менеджмента в профессиональной деятельности;
- принимать управленческие решения;
- управлять динамикой конфликта и владеть методами его профилактики;
- следовать этике делового общения в поведении.
Иметь представление:
- о современном менеджменте и его актуальности, практической значимости в современных условиях.
Дисциплина изучает основы построения структуры современной спортивной организации, содержание функции менеджмента, методы управления и руководства коллектива, особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны, менеджмент спортивного мероприятия, управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Методологические основы менеджмента в сфере физической культуры и спорта.
Тема 1.1. Цели и задачи управления спортивными организациями.
Понятие и необходимость менеджмента.
Цели менеджмента.
Условия реализации целей.
Технологии.
Управление в системе рыночных отношений.
Отличия рыночного управления от административно-командного управления.
Менеджмент в системе рыночной экономике.
Понятие и классификация принципов менеджмента.
Общие принципы и специальные принципы менеджмента.
Спортивные организации как объект менеджмента.
Требования к знаниям и умениям: знать определение менеджмента, его принципы и цели, цели и задачи управления организации, классификацию принципов менеджмента; уметь анализировать признаки рыночного и административно-командного управления.
Самостоятельная работа. Составление словаря по теме. Подготовить примеры различных типов управления.
Тема 1.2. Функции спортивного менеджмента.
Общая характеристика функции спортивного менеджмента: планирование, организация, контроль, координация.
Классификация организаций системы физической культуры и спорта.
Планирование в системе менеджмента.
Стратегическое планирование: цели, стратегия, тактика, процедура, правила спортивной организации.
Бизнес планирование в спортивном менеджменте.
Методика составления плана спортивной работы.
Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России.
Функциональная структура управления. Контроль в менеджменте: внутренний и внешний.
Практическое занятие № 1. Составление плана спортивной работы (календаря) по избранному виду спорта.
Самостоятельная работа. Провести сравнительный анализ различных систем управления, определение условий их эффективности.
Требования к знаниям и умениям: знать сущность функций и структуры менеджмента, принципы планирования.
1. Пояснительная записка.
Программа дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта» составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Менеджмент» по группе специальностей 0300 Образование среднего профессионального образования в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050720 Физическая культура, подготовлена для студентов училищ олимпийского резерва.
Дисциплина «Менеджмент физической культуры и спорта» как научная дисциплина призвана обеспечить обновление на современном этапе развития отрасли «Физическая культура и спорт» и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности в условиях современности.
Цели и задачи дисциплины
- сформировать у студентов представление о современном менеджменте и его актуальности, практической значимости в современных условиях;
- изучить функции, виды менеджмента;
- вооружить студента умениями обеспечить высокую эффективность работы.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления в отрасле физической культуры и спорта;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Уметь:
- реализовывать функции менеджмента в профессиональной деятельности;
- принимать управленческие решения;
- управлять динамикой конфликта и владеть методами его профилактики;
- следовать этике делового общения в поведении.
Иметь представление:
- о современном менеджменте и его актуальности, практической значимости в современных условиях.
Дисциплина изучает основы построения структуры современной спортивной организации, содержание функции менеджмента, методы управления и руководства коллектива, особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны, менеджмент спортивного мероприятия, управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Методологические основы менеджмента в сфере физической культуры и спорта.
Тема 1.1. Цели и задачи управления спортивными организациями.
Понятие и необходимость менеджмента.
Цели менеджмента.
Условия реализации целей.
Технологии.
Управление в системе рыночных отношений.
Отличия рыночного управления от административно-командного управления.
Менеджмент в системе рыночной экономике.
Понятие и классификация принципов менеджмента.
Общие принципы и специальные принципы менеджмента.
Спортивные организации как объект менеджмента.
Требования к знаниям и умениям: знать определение менеджмента, его принципы и цели, цели и задачи управления организации, классификацию принципов менеджмента; уметь анализировать признаки рыночного и административно-командного управления.
Самостоятельная работа. Составление словаря по теме. Подготовить примеры различных типов управления.
Тема 1.2. Функции спортивного менеджмента.
Общая характеристика функции спортивного менеджмента: планирование, организация, контроль, координация.
Классификация организаций системы физической культуры и спорта.
Планирование в системе менеджмента.
Стратегическое планирование: цели, стратегия, тактика, процедура, правила спортивной организации.
Бизнес планирование в спортивном менеджменте.
Методика составления плана спортивной работы.
Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России.
Функциональная структура управления. Контроль в менеджменте: внутренний и внешний.
Практическое занятие № 1. Составление плана спортивной работы (календаря) по избранному виду спорта.
Самостоятельная работа. Провести сравнительный анализ различных систем управления, определение условий их эффективности.
Требования к знаниям и умениям: знать сущность функций и структуры менеджмента, принципы планирования.
Тема 1.3. Внешняя и внутренняя среда организации
Системный подход в менеджменте.
Взаимосвязь внешней и внутренней среды организации.
Характерные черты внешней среды современной организации.
Характеристика внутренней структуры организации.
Внутренняя структура организации как добровольное объединение работников.
Важнейшие закономерности жизнедеятельности организации:
- стремление к выживанию,
- постоянное преобразование и развитие,
- поддержание благоприятной внутренней среды,
- наличие целостности.
- стремление к выживанию,
- постоянное преобразование и развитие,
- поддержание благоприятной внутренней среды,
- наличие целостности.
Адекватность внутренней структуры организации требованиям динамичной внешней среды.
Требования к знаниям и умениям: знать характерные черты внешней и внутренней среды, уметь определять мотивы поведения людей.
Раздел 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
Тема 2.1. Основы теории принятия управленческих решений
Сущность управленческих решений.
Требования теории и практики управления.
Классификация управленческих решений.
Технология принятия управленческого решения.
Особенности реализации управленческого решения.
Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта.
Организация работы с персоналом в спортивных организациях.
Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава.
Требования к знаниям и умениям: знать определения управленческого решения и требования к ним.
Тема 2.2. Стратегический менеджмент.
Сущность стратегического управления как системы действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
Виды деятельности в стратегическом менеджменте: маркетинг, исследования и разработки, производство, снабжение, сбыт, управление персоналом.
Этапы стратегического управления: анализ ситуации и выявление проблем, определение целей, планирование деятельности по достижению целей, осуществление деятельности, контроль и оценка достигнутых результатов.
Требования к знаниям и умениям: знать основы стратегического управления, виды деятельности и этапы стратегического менеджмента.
Раздел 3. Психология менеджмента.
Тема 3.1. Система мотивации труда.
Индивидуально-психологические качества личности и их влияние на систему
управления организацией.
Менеджер в спортивной организации.
Мотивация в менеджменте: содержательные и процессуальные теории.
Современная практика повышения мотивации персонала.
Мотивация профессиональных спортсменов.
Практическое занятие № 2. Разработка и анализ деловых ситуаций в трудовом коллективе.
Практическое занятие № 3. Анализ предложенных ситуаций по объяснению поведения людей.
Самостоятельная работа: Обоснование выбора стиля руководства.
Изучение отличия руководства от лидерства. Подбор заданий по развитию лидерских качеств.
Требования к знаниям и умениям: знать обобщенную характеристику индивидуально-типологических свойств личности, основные теории мотивации, компоненты трудовой деятельности и условия обеспечивающие ее эффективность; уметь диагностировать личностные особенности работников.
Тема 3.2. Управление конфликтами.
Сущность и виды конфликта.
Основные причины конфликтов.
Стадии регулирования конфликта.
Способы разрешения конфликтов.
Стратегии поведения участников конфликта:
- соперничество,
- компромисс,
- избегание,
- компромисс,
- избегание,
- приспособление,
- сотрудничество.
- сотрудничество.
Роль личности руководителя в профилактике конфликтов.
Практическое занятие № 4. Анализ конфликтных ситуаций в трудовом коллективе.
Требования к знаниям и умениям: знать методы управления конфликтом и пути его профилактики; уметь регулировать условия эффективной трудовой деятельности.
Тема 3.3. Этика делового общения.
Сущность и значение этики. Этика делового поведения в трудовом коллективе. Корпоративная культура как система ценностных ориентаций членов организации.
Требования к знаниям и умениям: знать основы профессиональной деловой этики, уметь строить поведение на основе профессиональной деловой этики.
Раздел 4. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Тема 4.1. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Характеристика отрасли.
Менеджмент в государственных спортивных организациях на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
Менеджмент в общественных спортивных организациях:
- ОКР,
- спортивные федерации по видам спорта.
- ОКР,
- спортивные федерации по видам спорта.
Менеджмент профессионального спорта.
Основные направления деятельности спортивных коммерческих организаций.
Требования к знаниям и умениям: знать понятие системы ФК и С, субъектов ФСО, уровни государственного управления отраслью, функции, состав, полномочия органов управления в сфере ФК и С.
Практическое занятие № 5. Изучение нормативно-правовых документов отрасли ФК и С.
Самостоятельная работа. Изучение нормативно-правовых документов отрасли ФК и С.
Тема 4.2. Менеджмент спортивного мероприятия.
Спортивные соревнования как объект управления.
Классификация спортивных соревнований.
Организация спортивного мероприятия.
Характеристика и последовательность основных управленческих действий.
Реклама в спорте.
Требования к знаниям и умениям: знать классификацию соревнований, алгоритм управленческих действий при организации спортивных соревнований и мероприятий; уметь составлять документацию, регламентирующую проведение спортивных мероприятий.
Практическое занятие № 6. Изучение документации, регламентирующей проведение спортивных мероприятий.
Тема 4.3. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений.
Организация международного спортивного движения.
Классификация Международных спортивных объединений.
Менеджмент международного спортивного соревнования.
Основные этапы и процедуры подготовки,
организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр.
Требования к знаниям и умениям: знать структуру международного спортивного движения, задачи международных спортивных федераций, задачи МОК.
Вопросы к экзамену
1. Физическая культура как отрасль сферы услуг.
2. Государственное регулирование экономических отношений в отрасли. Прямое и косвенное государственное финансирование ФК и С. 3. Подготовкагосударственного бюджета в отрасли ФК и С в рамках выполнения программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы»
4. Государственное регулирование экономических отношений в сфере ФК и С в зарубежных странах.
5. Финансирование государственных и общественных спортивных организаций в современных условиях.
6. Классификация и экономические показатели материально-технической базы ФК и С.
7. Трудовые ресурсы ФК и С. Нормирование и оплата труда.
8. Нормативы оплаты труда тренеров, присвоение квалификационных категорий, размеры надбавок.
9. Определение заработанной платы работников отрасли. Факторы влияющие на размер оплаты труда работников бюджетной и вне бюджетной сфер.
10. Специфика спортивного бизнеса в профессиональном спорте.
11. Профессиональный коммерческий спорт с позиций системного анализа: характеристика его основных систем и подсистем.
12. Общие и специфические отличия коммерческого спорта от олимпийского спорта.
13.Классификация и характеристика факторов, определяющих спрос на спортивные зрелища.
14. Финансирование российских профессиональных клубов.
15. Экономические основы деятельности российских федераций по видам спорта.
16. Экономические отношения федерации и клуба в российском спорте.
17. Коммерческие условия трансферта спортсменов в российском спорте.
18. Финансирование подготовки сборных команд России к Олимпийским играм и другим крупным международным соревнованиям.
19. Формирование и финансирование Единого календарного плана всероссийских и международных спортивных мероприятий по подготовке и участию сборных команд России в Олимпийских играх.
20. Экономические основы олимпийского движения. Программы олимпийского маркетинга МОК.
21. Финансовое обеспечение НОК зарубежных стран и деятельности ОКР. Характеристика маркетинговых программ ОКР.
22. Характеристика основных этапов экономического развития олимпийского движения.
23. Структура доходов олимпийского спорта и порядок их распределение между субъектами олимпийского движения.
24. Экономические основы функционирования международных спортивных федераций.
25. Характеристика основных маркетинговых действий при проведении спортивного мероприятия.
26. Маркетинг физкультурно-оздоровительных услуг.
27. Спонсорство как элемент спортивного маркетинга.
28. Лицензирование как элемент спортивного маркетинга.
29. Реклама как элемент спортивного маркетинга. Классификация и основные средства распространения рекламы в спорте. Методы планирования рекламного бюджета спортивной организации.
30. Телевидение - финансовый партнер ФК и С.
31. Материальное обеспечение спортивных мероприятий.
32. Методы экономического анализа в сфере ФК и С.
33. Методика расчета стоимости абонемента на основе эксплуатационных расходов спортивных сооружений.
34. Налогообложение спортивных организаций.
Перечень литературы и технических средств обучения по Экономике отрасли ФКиС
Основная учебная литература:
1. Починкин, А. В. Экономика физической культуры и спорта: Уч. пособ. для ВУЗов / А. В. Починкин. – Малаховка, 2008. – 182 с.
2. Починкин, А. В. Экономика физической культуры и спорта: Уч. пособ. для ВУЗов / А. В. Починкин. – Малаховка, 2004. – 128 с.
Дополнительная литература:
1. Жолдак, В. И. Основы менеджмента в спорте и туризме. Т. 3. Технология и техника управления: Учебник для ОУ / В. И. Жолдак. – М. : Советский спорт, 2001.
2. Галкин, В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес: Уч. пособ. для ВУЗов / В. В. Галкин . – М.: Кнорус, 2006. -320 с.
3. Галкин, В. В. Экономика и управление ФКиС: Уч. пособ. для ВУЗов / В. В. Галкин . – Ростов н/Д,.: Феникс, 2006. – 448 с.
4. Золотов, М. И. Экономика массового спорта: Учебн. пособ. / М. И.Золотов, Н. А. Платонова. – М.: Физическая культура, 2005. – 300 с.
5. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Уч.. пос. для ВУЗов /М.И. Золотов, В.В. Кузин.- М.: Академия, 2001. – 432 с.
6. Экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. В. У. Агеевца. – СПб: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. – 274 с.
7. Блеер , А. Н. Терминология спорта: Толковый словарь-справочник /А. Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д. А. Тышлер. –М.: Академия, 2010. – 464 с.
Технические средства обучения: Интерактивная доска, телевизор, видеоплейер, персональный компьютер, экран.
Комментариев нет:
Отправить комментарий