понедельник, 27 января 2014 г.

Дизайн-менеджмент

Достаточно сомнительное название "Дизайн-менеджмент", обычная работа дизайнера ... Как уже говорилось ранее "Менеджеры - это люди, которые обеспечивают выполнение работы за счет других людей.". Интересно, есть ли "сантехнический менеджмент"? 

Дизайн сам по себе - наука необходимая. Тем не менее, раз уж придумали "Дизайн-менеджмент", несколько слов о ...

Дизайн-менеджмент - инструмент бизнеса, ориентированный на рынок и конечного потребителя, который помогает организациям принимать решения по вопросам дизайна, как вовне, так и внутри бизнес-процесса.

Это осознанная деятельность на всех уровнях создания конкурентного преимущества, с момента полной неопределенности перед стартом проекта вплоть до исполнения конкретных дизайнерских решений.

Дизайн-менеджмент выступает в качестве интерфейса между менеджментом и дизайном, и выполняет роль связующего звена между дизайн-мышлением, дизайном, технологией, корпоративным управлением, бренд-менеджментом и управлением маркетингом на внутреннем и внешнем уровне деятельности компании.


Дизайн-менеджмент - управление процессом дизайна в компании на уровне стратегии, функций и тактики. А также построение бизнес-моделей и организаций на основе дизайн-ориентированного подхода. Примером дизайн-ориентированного бизнеса часто приводят - Apple.

Дизайн-менеджмент не ограничен в рамках только лишь дизайн-дисциплины.
В своей книге «Классификация дизайна» (1976), Питер Горб разделил дизайн на три дисциплинарных направления. В каждом из них есть свое место для дизайн-менеджмента:
  1. Дизайн продукта (например, промышленный, или дизайн упаковки)
  2. Дизайн информации (например, графический дизайн, брендинг, медиа-дизайн, веб-дизайн)
  3. Дизайн окружающей среды (например, дизайн интерьера клуба, стадиона, выставочный дизайн)
Дизайн-менеджмент зависит от организационных процессов и особенностей продукта, в связи с чем, выполняет три ключевых функции в качестве интерфейса между дизайном, организацией и рынком:
  1. Согласовывает дизайн-стратегию со стратегией бизнеса и бренд-стратегией
  2. Управляет качеством и согласованностью результатов дизайна всех дисциплинарных направлений
  3. Повышает потребительские качества (user experience) и усиливает конкурентоспособность

Дизайн-менеджмент обеспечивает поддержку управления дизайном с точки зрения его структуры и дизайн-процесса («делать вещи правильно»), а также с точки зрения эффективности дизайн-результата («делать правильные вещи»).

В зависимости от множества факторов (таких как отрасль, размер компании, конъюнктура рынка и роль дизайна в компании) дизайн-менеджер имеет широкий спектр обязанностей и корпоративных титулов, а также ролей, обязанностей и ответственности.

Термин «дизайн менеджмент» содержит семантическое противоречие и может интерпретироваться двумя различными способами:
  1. управляющий дизайном
  2. управление дизайном.

Это понимание исходит из позиционирования дизайн-менеджмента на операционном уровне, а также из относительно нового подхода внедрения дизайн-мышления в бизнес-среду (например, внедрение дизайн-мышления на уровне совета директоров или управления инновациями).

Дизайн-менеджмент функционирует на трех уровнях:

1. Операционный дизайн-менеджмент. Операционный дизайн-менеджмент связан с управлением отдельными проектами и командами по дизайну.
Целью операционного дизайн-менеджмента является достижение задач, поставленных на уровне стратегического управления. Эффективное управление достигается путем измерения качества оперативных результатов управления дизайна.
Он включает в себя подбор и управление выполнения дизайна поставщиками, контроль над документацией, оценку процессов дизайна и результатов.
Оперативное управление осуществляется для достижения конкретных целей в дизайне. Оно может помочь построить бренд путем последовательного создания и внедрения высокого качества дизайн-решений, которые лучше всего соответствуют бренду.
В зависимости от типа компании и отрасли, в которой она работает, могут быть: операционный дизайн-менеджер, арт-директор.

2. Тактическое управление.  Тактические управление адресовано организации дизайн-ресурсов и процессов производства дизайна.
Цель заключается в создании структуры дизайна в компании. В сокращении разрыва между целями, поставленными на уровне стратегического управления, и реализации их на операционном уровне.
Включает в себя координацию различных дизайн-проектов и деятельность внутри центрального бизнес-процесса. Определяет, как дизайн организован внутри компании. Создание мероприятий, дизайн-навыков и компетенций, распределение ролей и обязанностей, разработка инновационных продуктов и концепций сервисов, а также формирование опыта новых возможностей.
Подведение итогов тактического управления, связанных с формированием структуры дизайна в компании, выстраивания внутренних ресурсов и компетенций для реализации проекта.
В зависимости от типа компании и отрасли, в которой она работает, могут быть: тактический дизайн-менеджер, директор по дизайну, менеджер по дизайну и инновациям, бренд-менеджер, менеджер по разработке новых продуктов.

3. Стратегическое управление. Стратегическое управление включает в себя создание стратегического, долгосрочного плана для дизайна и определение его роли в компании.
Цель заключается в поддержке и укреплении корпоративного видения, создания связи между дизайном и бизнес-стратегией. Что включает в себя? Включает в себя создание дизайна, бренда и стратегии продукта, когда дизайн-менеджмент становится центральным элементом в процессе создания бизнес-стратегии компании. Стратегический дизайн-менеджмент несет ответственность за разработку и внедрение корпоративной стратегии дизайна, которая влияет на видение, миссию и позиционирование дизайна в компании. Это помогает дизайну взаимодействовать с потребностями корпоративного управления и делает акцент на долгосрочные возможности дизайна.
В сферах применения стратегического управления усиливаются конкурентные преимущества и отличительные черты продукта/компании.
 В зависимости от типа компании и отрасли, в которой она работает, могут быть: стратегический дизайн-менеджер, директор по дизайну, вице президент по дизайну и инновациям, креативный директор.

Функции дизайн-менеджмента

Задачи дизайн-менеджмента могут быть объединены в несколько групп для описания профиля работы дизайн-менеджера. Купер и Пресс (Cooper and Press, 2005) в своей модели менеджмента выделили пять различных категорий, которые охватывают дизайн. Перед дизайн-менеджерами стоят задачи на стратегическом, тактическом и операционном уровне, которые интегрируют его с:
  1. видением / миссией
  2. стратегией / определением политики компании
  3. целями /задачами / результатами
  4. планированием / распределением ресурсов
  5. деятельностью / контролем / оценкой

Авторитет и место дизайн-менеджера в компании прямо влияют на то, что дизайн-менеджер делает в своей ежедневной работе. Коотстра (Kootstra, 2006) различает типы дизайн-менеджмента по их организационным функциям:
Дизайн-менеджмент как линейная функция
Линейная функция дизайн-менеджмента напрямую связана с выполнением «первичных» задач в организационном процессе, может применяться на всех уровнях иерархии дизайн-менеджмента. Основной признак линейной функции дизайн-менеджера — это широкая прямая ответственность за результат.
Распределенная функция дизайн-менеджмента
В этом случае функционал дизайн-менеджера может нести один из сотрудников компании и выполнять роль консультанта для других отделов или работников по вопросам дизайн-менеджмента.
Вспомогательная функция дизайн-менеджмента
Когда дизайн-процесс определен как «вторичный» организационный процесс, дизайн-менеджмент выполняет вспомогательную функцию. Дизайн-менеджер определяется как творческий специалист по управлению производством, бренд-менеджменту, маркетингу, РR и коммуникациям.

Дизайн-менеджмент — это не стандартная модель, которая может работать на любом предприятии (клубе, организации). Дизайн-менеджмент не имеет четких инструкций и специальных методов, которые априори гарантировали бы успех. Дизайн-менеджерами являются люди с различными обязанностями и опытом работы, работающие в разносторонних областях промышленности, предприятиях разного масштаба, обслуживающие всевозможные целевые аудитории и рынки. Дизайн-менеджмент многогранен настолько, насколько различны области его применения, а также точки зрения на то, «что такое дизайн-менеджмент».
В общем, пальцы веером, сопли пузырём :)

= = =

Дизайн-консалтинг более ясная деятельность. Необходимо регулярно мониторить тенденции в дизайне, начиная от оформления стадиона до выпуска сувенирки, визуализация информации на сайтах и печатной продукции, буклеты, журналы, листовки.
Всё должно быть красиво и эстетично!
Перефразирую высказывание одного известного спортсмена - Чемпион должен быть красивым!


1 комментарий:

  1. От: Без дизайна: компании, которые не используют дизайн, До: Дизайн как инновация: компании, которые рассматривают дизайн как ключевой элемент стратегии.
    На красивостях можно создать удачный имидж ... Но большая часть результата зависит от дизайнера, а уже во вторую очередь от менеджера.

    ОтветитьУдалить